Администрация
городского округа Щёлково
Московской области
Написать письмо главе городского округа Щёлково:
bulgakovaa@mosreg.ru
Вопрос — ответ: Жилищные вопросы
Как улучшить жилищные условия многодетной семье?
Указом Президента Российской Федерации от 05.05.1992 № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, а также устанавливают льготы для таких семей, в том числе предоставление многодетным семьям льготных кредитов, дотаций, беспроцентных ссуд на приобретение строительных материалов и строительство жилья.
ЖК РФ и Законом Московской области от 12.01.2006 № 1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» льгот по обеспечению жильем многодетных семей не предусмотрено. Действующее законодательство Российской Федерации исключает возможность применения дифференцированного подхода к решению жилищного вопроса граждан с учетом конкретных обстоятельств, не регламентированных нормативными актами.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы, связанные с обеспечением нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организацией строительства и содержанием муниципального жилищного фонда, относятся к полномочиям органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 2 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Малоимущими гражданами являются граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности.
Таким образом, многодетным семьям может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма в соответствии с ЖК РФ, т.е. на общих основаниях, в случае признания семьи малоимущей и нуждающейся в жилых помещениях при подходе очереди.
Вместе с тем, в настоящее время вопросы улучшения жилищных условий многодетных семей решаются в рамках реализации подпрограмм «Обеспечение жильем молодых семей» и «Улучшение жилищных условий семей, имеющих семь и более детей» государственной программы Московской области «Жилище».
Участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая условиям подпрограммы.
В первую очередь в списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение (строительство) жилья включаются молодые семьи, имеющие трех и более детей.
Кроме того, с целью улучшения жилищных условий граждан, в том числе многодетных, проживающих в сельской местности, реализуется подпрограмма «Устойчивое развитие сельских территорий» государственной программы Московской области «Сельское хозяйство Подмосковья», предусматривающая льготное ипотечное кредитование. Основными условиями участия в данной подпрограмме являются признание граждан нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 ЖК РФ, постоянное проживание и осуществление трудовой деятельности (основное место работы) в сельской местности, а также наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья.
Согласно положениям Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2008 № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» граждане, имеющие трех и более детей, могут быть приняты в члены жилищно-строительного кооператива, на основании соответствующего заявления, которое указанные граждане могут подать в орган местного самоуправления по месту жительства.
Кроме того, в целях улучшения жилищных условий многодетных семей в Московской области действует Закон Московской области от 01.06.2011 № 73/2011-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области», в соответствии с которым предусмотрено бесплатное предоставление многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
Как получить освободившуюся комнату в коммунальной квартире?
Получить освободившуюся комнату в коммунальной квартире в приоритетном и в представленном ниже порядке могут следующие категории граждан:
1) проживающие в коммунальной квартире наниматели и (или) собственники, которые на момент освобождения жилого помещения признаны или могут быть признаны малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях (ч. 1 ст. 59 ЖК РФ);
2) проживающие в коммунальной квартире наниматели и (или) собственники, которые могут быть признаны малоимущими и которые обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления (ч. 2 ст. 59 ЖК РФ);
3) граждане, которые обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления (ч. 3 ст. 59 ЖК РФ).
Первым двум категориям граждан освободившаяся комната может быть предоставлена по договору социального найма, третьей категории - только по договору купли-продажи.
Какие документы должны быть представлены нанимателем жилого помещения по договору социального найма в целях признания членами его семьи иных лиц в исключительных случаях в судебном порядке?
К членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.
В соответствии с ч. 1 ст. 69 ЖК РФ членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма могут быть признаны и иные лица (например, лица, проживающего совместно с нанимателем без регистрации брака), но лишь в исключительных случаях и только в судебном порядке.
Заявление о признании иных лиц членами семьи нанимателя должно содержать:
- доказательства, подтверждающие фактические либо родственные отношения между нанимателем жилого помещения и лицом, проживающим совместно с ним, но не являющимся членом его семьи (фотографии, письма, открытки, почтовые квитанции);
- сведения о периоде времени совместного проживания;
- обстоятельства, свидетельствующие о вселении, пользовании жилым помещением в качестве члена семьи, волеизъявлении (согласии/несогласии) нанимателя (при наличии такового), а также волеизъявление всех остальных членов семьи нанимателя, проживающих, а также зарегистрированных совместно с нанимателем в жилом помещении, в отношении вселения в жилое помещение гражданина, в качестве члена семьи;
- обстоятельства, подтверждающие ведение совместного хозяйства, совместного бюджета, общих расходов на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования;
- имеют ли они право на другое жилое помещение и не утрачено ли ими такое право;
- иные обстоятельства, в зависимости от возникшей правовой ситуации.
В заявлении должны быть указаны доказательства, подтверждающие названные обстоятельства.
Как приватизировать жилое помещение в общежитии?
Жилые помещения в общежитиях отнесены к специализированному жилищному фонду, который представляет собой совокупность жилых помещений государственного и муниципального жилфондов (п. 2 ч. 3 ст. 19, п. 2 ч. 1, ч. 2 ст. 92 ЖК РФ). Такие помещения предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Соответственно, договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период трудовых отношений, прохождения службы или обучения (ч. 1 ст. 94, ч. 2 ст. 105 ЖК РФ).
Вместе с тем, у значительной части граждан, проживающих в жилых помещениях в общежитиях, трудовые отношения, на основании которых им было предоставлено право проживания в общежитиях, давно утрачено.
Граждане РФ, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилфонда на условиях социального найма, вправе приобрести их, то есть приватизировать (ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»; гл. 8 ЖК РФ).
Что же касается жилых помещений общежитий, то таковые не подлежат приватизации (ст. 4 Закона РФ № 1541-1).
Чтобы жилые помещения, использовавшиеся в качестве общежитий, можно было приватизировать, необходимо, чтобы они находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям/учреждениям, и были переданы в ведение органов местного самоуправления. В таком случае вне зависимости от даты их передачи в муниципальную собственность и даты предоставления гражданам применяются нормы жилищного законодательства о договоре социального найма, и, соответственно, такие помещения уже можно приватизировать на общих условиях (ст. 7 Вводного закона; ст. 2 Закона РФ № 1541-1).
Таким образом, допустима приватизация только бывших общежитий, переданных в ведение органов местного самоуправления, поскольку такая передача позволяет сохранить все жилищные права граждан, в том числе право на приватизацию жилых помещений (ст. 18 Закона РФ № 1541-1).
Если общежитие передается предприятием в ведение органов местного самоуправления, но в муниципальную собственность не принято, гражданин не лишается права на приватизацию занимаемого им жилого помещения (Определение Верховного Суда РФ от 08.12.2015 № 4-КГ15-66).
Учитываются ли при определении статуса малоимущих в качестве членов семьи очередника доходы лиц, проходящих военную службу по призыву, лиц отбывающих наказание в виде лишения свободы, находящихся на принудительном лечении по решению суда, пропавших без вести, находящихся в розыске, лиц проживающих в учреждениях интернатного типа на полном государственном обеспечении и не имеющих иных видов дохода?
В соответствии с п. 3 постановления Правительства Московской области от 31.08.2006 № 839/33 «О Порядке учета доходов и имущества в целях признания граждан, проживающих в Московской области, малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда» в доходы семьи гражданина или одиноко проживающего гражданина не включаются доходы следующих лиц:
военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в качестве сержантов, старшин, солдат или матросов, а также военнослужащих, обучающихся в военных образовательных учреждениях профессионального образования и не заключивших контракта о прохождении военной службы;
лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, а также лиц, находящихся на принудительном лечении по решению суда;
лиц, пропавших без вести и находящихся в розыске;
лиц, находящихся на полном государственном обеспечении.
Для указанных в данном пункте категорий граждан учитываются доходы, получение которых не связано с местом их пребывания:
доходы по вкладам в учреждениях банков и других кредитных учреждениях, доходы от сдачи внаем, поднаем или аренду имущества и иные аналогичные доходы.
Могут ли иностранные граждане, лица без гражданства или иностранные юридические лица иметь права на жилище?
Российское законодательство определяет правовой статус иностранцев и лиц без гражданства принципом национального режима.
В соответствии с пунктом 3 статьи 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
В настоящее время Российским законодательством не предусмотрено ограничение возникновения права собственности у иностранных граждан и лиц без гражданства на жилье при его приобретении.
Однако, в соответствии с пунктом 3 статьи 4 ЖК РФ положения ЖК РФ применяются также к жилищным отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, если иное не установлено ЖК РФ или другим Федеральным законом.
Жилищным законодательством предусмотрен ряд ограничений для иностранных граждан и лиц без гражданства в части предоставления жилья.
Согласно пункту 5 статьи 49 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма, а также по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования не предоставляются иностранным гражданам и лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.
То же касается субсидий на оплату жилых помещений, коммунальных услуг (часть 12 статьи 159 ЖК РФ) и приватизации жилых помещений (статья 1 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»).
Как трактовать понятие, изложенное в ст. 57 ЖК РФ «проживание в квартире нескольких семей». Кого законодатель в данном случае относит к членам семьи больного хронической формой заболевания, а кого нет?
Признаками, свидетельствующими о том, что проживающие и зарегистрированные в одной квартире или комнате по месту жительства граждане могут быть отнесены к членам разных семей, являются:
1) жильцы квартиры имеют отдельные источники дохода;
2) жильцы квартиры имеют отдельные бюджеты;
3) жильцы квартиры ведут раздельное хозяйство;
4) жильцы квартиры не объединены признаками родства или свойства.
Положения части 1 статьи 31 ЖК РФ относят к членам семьи собственника жилого помещения проживающих совместно с ним его супруга, а также детей и родителей данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи собственника жилого помещения, если они вселены собственником в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. Термин «другие родственники» объединяет под собой лиц, связанных с собственником жилого помещения узами родства, за исключением детей и родителей, относящихся к лицам первой категории - бабушка, дедушка, внуки, братья и сестры, не исключая при этом, что, помимо названных, существуют и другие родственники.
Следовательно, «другими родственниками» являются лица, между которыми и собственником жилого помещения существуют отношения родства, вселенные собственником в жилое помещение в качестве членов его семьи.
Согласно разъяснениям, содержащимся в подпункте «а» пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», в отношении родителей и детей установление факта ведения ими общего хозяйства, оказания взаимной материальной и иной поддержки не требуется. В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 13 указанного Постановления, и положениями части 1 статьи 31 ЖК РФ, следует иметь в виду, что поскольку ведение общего хозяйства между собственником жилого помещения и лицом, вселенным им в данное жилое помещение, не является обязательным условием признания его членом семьи собственника жилого помещения, то и отсутствие ведения общего хозяйства собственником жилого помещения с указанным лицом либо прекращение ими ведения общего хозяйства (например, по взаимному согласию) само по себе не может свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения.
Круг лиц, являющихся членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, определен частью 1 статьи 69 ЖК РФ. К ним относятся:
1) супруг, а также дети и родители данного нанимателя, проживающие совместно с ним;
2) другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.
К другим родственникам при этом могут быть отнесены любые родственники как самого нанимателя, так и членов его семьи независимо от степени родства как по восходящей, так и нисходящей линии.
При определении круга лиц, относящихся к нетрудоспособным иждивенцам, надлежит руководствоваться пунктами 2, 3 статьи 9 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», содержащими перечень нетрудоспособных лиц, а также понятие нахождения лица на иждивении.
Под ведением общего хозяйства, являющимся обязательным условием признания членами семьи нанимателя других родственников и нетрудоспособных иждивенцев, следует, в частности, понимать наличие у нанимателя и указанных лиц совместного бюджета, общих расходов на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования и т.п.
Для признания других родственников и нетрудоспособных иждивенцев членами семьи нанимателя требуется также выяснить содержание волеизъявления нанимателя (других членов его семьи) в отношении их вселения в жилое помещение: вселялись ли они для проживания в жилом помещении как члены семьи нанимателя или жилое помещение предоставлено им для проживания по иным основаниям (договор поднайма, временные жильцы).
В соответствии с частью 1 статьи 69 ЖК РФ членами семьи нанимателя, кроме перечисленных выше категорий граждан, могут быть признаны и иные лица, но лишь в исключительных случаях и только в судебном порядке.
4. Апелляционное определение Ульяновского областного суда 18.03.2014 по делу № 33-820/2014.
5. Определение Санкт-Петербургского городского суда от 01.09.2014 № 33-13231/2014.
6. Апелляционное определение СК по административным делам Московского областного суда от 08.04.2015 по делу № 33-8115/2015.
Можно ли учитывать индивидуальный жилой дом, зарегистрированный в ЕГРП как незавершенный строительством объект, при расчете обеспеченности общей площадью жилых помещений при признании граждан нуждающимися в жилых помещениях?
Ответ: Объект незавершенного строительства нельзя отнести к жилищному фонду, так как данный объект не зарегистрирован как жилой дом. Следовательно, площадь данного объекта не следует учитывать при расчете обеспеченности гражданина общей площадью жилых помещений при признании нуждающимися в жилых помещениях.
Как определяется общая площадь жилого помещения?
Часть 5 ст. 15 ЖК РФ содержит юридические критерии определения общей площади жилого помещения. Общая площадь жилого помещения состоит из суммы площадей всех частей такого помещения, включая площади помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
Пунктом 12 приказа Минэкономразвития России от 01.03.2016 № 90 «Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения» установлено, что к площади помещений вспомогательного использования относятся площади кухонь, коридоров, ванн, санузлов, встроенных шкафов, кладовых, а также площадь, занятая внутриквартирной лестницей, и иные.
В площадь жилого помещения включаются площади ниш высотой 2 метра и более, арочных проемов шириной 2 метра и более, пола под маршем внутриквартирной лестницы при высоте от пола до низа выступающих конструкций марша 1,6 метра и более.
В площадь жилого помещения не включаются площадь, занятая выступающими конструктивными элементами и отопительными печами, а также площадь, находящаяся в пределах дверного проема.
Вправе ли уполномоченный орган местного самоуправления, не обладающий информацией о доходах заявителя (если он самостоятельно не заявил о них при проведении перерегистрации в соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона Московской области от 30.12.2005 № 277/2005-ОЗ «О признании граждан, проживающих в Московской области, малоимущими в целях принятия их на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма»), обращаться с межведомственными запросами в налоговые и иные органы с целью получения такой информации?
В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» при предоставлении государственных и муниципальных услуг получение документов и информации может осуществляется, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия по межведомственному запросу органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу.
Согласно пункту 3 статьи 7.1 указанного Федерального закона, предоставление налоговыми органами документов и сведений, составляющих налоговую тайну, или документов и сведений, доступ к которым ограничен законодательными актами Российской Федерации, органам, предоставляющим государственные услуги, органам, предоставляющим муниципальные услуги, и подведомственным государственным органам или органам местного самоуправления организациям, участвующим в предоставлении государственных и муниципальных услуг либо многофункциональными центрами, а также предоставление органами, предоставляющими государственные услуги, органами, предоставляющими муниципальные услуги, иными государственными органами, органами местного самоуправления и подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг по межведомственному запросу налогового органа сведений, доступ к которым ограничен законодательными актами Российской Федерации, в целях предоставления государственной или муниципальной услуги и (или) ведения базовых государственных информационных ресурсов не является разглашением налоговой тайны или информации, доступ к которой ограничен законодательными актами Российской Федерации.
Таким образом, уполномоченный орган местного самоуправления может обратиться в рамках осуществления межведомственного взаимодействия в налоговые и иные органы, которые обладают информацией о доходах заявителя с целью их уточнения.
Какие виды договоров найма жилых помещений предусмотрены законодательством Российской Федерации?
Ответ: В настоящее время гражданским и жилищным законодательством предусмотрено три основных вида договоров найма жилых помещений:
1) договор социального найма жилого помещения, согласно которому собственник жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда (наймодатель) передает гражданину (нанимателю) жилое помещение в пределах законодательно установленных норм предоставления, во владение и пользование для проживания в нем его самого и членов его семьи на установленных законом условиях. Договор социального найма заключается без установления срока его действия. Право на получение жилых помещений по договорам социального найма имеют малоимущие граждане, признанные нуждающимися в жилых помещениях, а также иные определенные законодательством категории граждан, включая военнослужащих, признанные нуждающимися в жилых помещениях (ст. ст. 49, 60 ЖК РФ);
2) договор найма специализированного жилого помещения, согласно которому собственник специализированного жилого помещения (наймодатель) передает гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем (ст. 100 ЖК РФ). К специализированным жилым помещениям относятся: служебные жилые помещения; жилые помещения в общежитиях; жилые помещения маневренного фонда; жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения; жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев; жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами; жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан (ст. 92 ЖК РФ);
3) договор коммерческого найма жилого помещения, согласно которому собственник жилого помещения (гражданин или частная организация) предоставляет гражданину жилое помещение без ограничения его размеров за договорную плату во владение и пользование для личного проживания и проживания членов его семьи. Условия договора определяются соглашением сторон. ГК РФ (ст. 683) различает два вида договора коммерческого найма жилого помещения:
долгосрочный договор, который заключается на срок, не превышающий пяти лет. Если в договоре срок не определен, договор считается заключенным на пять лет;
краткосрочный договор найма, заключаемый на срок до одного года.
Где можно получить информацию по участию в подпрограмме «Обеспечение жильём молодых семей»?
Участником подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» может быть молодая семья, возраст каждого из супругов в которой не превышает 35 лет на день принятия государственным заказчиком решения о включении молодой семьи — участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальных выплат в планируемом году, имеющая место жительства в Московской области и нуждающаяся в улучшении жилищных условий, а так же имеющая доходы либо иные денежные средства, достаточные для оплаты расчётной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, в порядке и по условиям, установленных государственным заказчиком.
Для целей подпрограммы под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях по тем же основаниям, которые установлены статьёй 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Основанием принятия на учёт является:
— менее 10 кв. м общей площади на каждого члена семьи по городскому округу Щёлково.
При определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, и (или) жилых помещений, и (или) части жилого(ых) помещения(ий), принадлежащих на праве собственности членам молодой семьи.
Молодая семья имеет право использовать социальную выплату для приобретения у любых физических и (или) юридических лиц жилого помещения как на первичном, так и на вторичном рынке жилья, в строящемся жилье (с использованием счетов эскроу) или создания объекта индивидуального жилищного строительства, отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям.
Приобретаемое жилое помещение (создаваемый объект индивидуального жилищного строительства) должно находиться на территории Московской области. Общая площадь приобретаемого жилого помещения (создаваемого объекта индивидуального жилищного строительства) в расчёте на каждого члена молодой семьи, учтённого при расчёте размера социальной выплаты, не может быть меньше учётной нормы общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях в месте приобретения (строительства) жилья.
Для рассмотрения вопроса постановки на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях для участия в подпрограмме «Обеспечение жильём молодых семей», получения консультации, перечня документов вам необходимо обратиться в отдел жилищной политики управления имущественных отношений Администрации городского округа Щёлково (г. Щёлково, ул. Шмидта, д. 23, приёмный день вторник с 10:00 до 13:00 и 14:00 до 17:00 часов), тел 496-56-6-97-34.
Где можно оформить домовую книгу, взять выписку из домовой книги?
Оформление домовых книг частного сектора городского округа Щёлково и выдача справок и выписок из домовых и похозяйственных книг гражданам, проживающим в частном секторе на территории:
г. Щёлково, деревень: Байбаки, Лёдово, Набережная
можно получить по адресу:
г. Щёлково, 1-й Советский переулок, д.2А, каб.7 (вход с торца здания).
Контактный телефон: 8 (496) 561-11-06
Приёмные дни:
Понедельник с 10.00 до 13.00, с 14.00 до 16.00.
Четверг с 14.00 до 16.00.
Как встать на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма?
Принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, производится в порядке, определенном Жилищным кодексом Российской Федерации, Законом Московской области от 12.12.2005 № 260/2005-ОЗ «О порядке ведения учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и Законом Московской области от 22.12.2017 № 231/2017-ОЗ «О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда».
Состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право категории граждан, указанные в статье 49 ЖК РФ, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, указанным в статье 51 ЖК РФ и обеспеченные общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи менее учётной нормы (ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Основаниями принятия на учёт являются:
- проживание в Московской области не менее 5 лет;
- менее 10 кв. м общей площади на каждого члена семьи;
- подтверждение малоимущности все членов семьи.
Для рассмотрения вопроса признания малоимущими и принятия на учёт необходимо обратиться в отдел жилищной политики Управления имущественных отношений Администрации городского округа Щёлково (городской округ Щёлково, г. Щёлково, ул. Шмидта, д. 23, приёмный день вторник с 10-00 до 13-00 и 14-00 до 17-00).
Какие необходимы документы для заключения договора социального найма на муниципальное жилое помещение, находящееся в реестре муниципальной собственности?
Для заключения договора социального найма на жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности городского округа Щёлково Вам необходимо обратиться в «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг городского округа Щёлково», расположенный на территории городского округа Щёлково с заявлением о заключении договора социального найма и представить следующие документы:
- документ, подтверждающий право пользования жилым помещением, занимаемым нанимателем и членами его семьи (ордер на жилое помещение, решение о предоставлении жилого помещения, оригинал для сверки с копией);
- если оригинал документа, подтверждающего право пользования жилым помещением не имеется, необходимо представить справку об отсутствии ордера от управляющей организации (либо Мособлеирц) и справку об отсутствии ордера из Щёлковского архива (обратившись в МКУ ГОЩ «Щёлковский архив» через портал государственных услуг по адресу: www.uslugi.mosreg.ru);
- копии документов, удостоверяющих личность нанимателя и членов семьи нанимателя 2,3,5 стр. с подлинниками для сверки;
- копии документов, подтверждающих родственные отношения нанимателя с членами его семьи (свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака и т. д.) с подлинниками для сверки;
- выписку с финансового лицевого счета (срок действия – 30 дней);
- выданный органом регистрационного учета граждан Российской Федерации документ, содержащий сведения о месте жительства нанимателя и членов его семьи (срок действия 30 дней).
После подачи заявления в МФЦ, указанный пакет документов Вы также можете представить в отдел жилищной политики Управления имущественных отношений Администрации городского округа Щёлково по адресу: г. Щёлково, ул. Шмидта, д. 23 в приемный день вторник с 10-00 до 17-00.
Справочную информацию Вы можете получить в отделе жилищной политики Управления имущественных отношений Администрации городского округа Щёлково по телефону 8(496)56-9-22-31.
Какие мероприятия осуществляются Администрацией городского округа Щёлково в целях обеспечения жилыми помещениями пострадавших граждан-дольщиков ЖК «Литвиново-Сити»?
Администрация городского округа Щёлково, в соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона Московской области от 01.07.2010 № 84/2010-ОЗ «О защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов на территории Московской области», в пределах своих полномочий осуществляет мероприятия, направленные на обеспечение пострадавших граждан-дольщиков жилыми помещениями:
1. Проведен анализ зарегистрированных договоров долевого участия с целью дальнейшего обеспечения пострадавших граждан.
2. Создана «Рабочая группа по защите прав и законных интересов граждан». Проведены рабочие совещания на уровне Министерства жилищной политики Московской области, Министерства строительного комплекса Московской области, Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области.
3. Проектной организацией подготовлена градостроительная концепция по вопросу предоставления новому инвестору-застройщику компенсационного земельного участка, расположенного в мкр. «Щёлково-7» г. Щёлково, в целях осуществления нового строительства жилых домов и выплаты денежных средств пострадавшим гражданам – участникам долевого строительства.
Указанная концепция направлена в Министерство жилищной политики Московской области для рассмотрения на Градостроительном Совете Московской области с целью принятия дальнейшего управленческого решения.
Выдача справок и выписок из домовых и похозяйственных книг
График приёма по вопросам выдачи справок и выписок из домовых книг и похозяйственных книг гражданам, проживающим в частном секторе на территории городского поселения Щёлково (г. Щёлково; посёлки: Краснознаменский и Образцово; деревни: Байбаки, Васильевское, Лёдово, Набережная, Серково), а также регистрации домовых книг:
— понедельник и среда — 9:30–13:00, 14:00–16:00;
— четверг — 14:00–17:30.
Администрация Щёлковского муниципального района, г. Щёлково, ул. Комарова, д. 18/1, телефон: 8 496 561-11-06.
Гражданам, проживающим на территории других населённых пунктов, по вопросам выдачи справок и выписок из домовых книг и похозяйственных книг необходимо обратиться в территориальные отделы и подразделения администрации Щёлковского муниципального района (городские и сельские поселения), по месту нахождения объекта.
Какие необходимы документы для заключения договора социального найма на жильё, находящееся в реестре муниципальной собственности?
Для заключения договора социального найма на жилое помещение, находящееся в реестре муниципальной собственности, вам необходимо представить в отдел жилищной политики управления имущественных отношений администрации Щёлковского муниципального района (г. Щёлково, ул. Комарова, д. 18/1, каб. № 1, приёмные дни вторник, четверг), телефон: 8 496 569-22-31, следующие документы:
1) документ, подтверждающий право пользования жилым помещением, занимаемым нанимателем и членами его семьи (ордер на жилое помещение, решение о предоставлении жилого помещения);
2) если документа подтверждающего право пользования жилым помещением нет, необходимо представить справку об отсутствии ордера от управляющей организации и справку об отсутствии ордера из Щёлковского архива;
3) выписку финансового лицевого счёта;
4) выписку домовой книги;
5) копии документов, удостоверяющих личность нанимателя и каждого из членов его семьи (паспорт) с подлинниками для сверки;
6) копии документов, подтверждающих родственные отношения нанимателя с членами его семьи (свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака и др.) с подлинниками для сверки.
Как осуществляется выселение нанимателей из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений?
По договорам социального найма производится по основаниям ст. 85 ЖК РФ в соответствии со ст.ст. 86-89 ЖК РФ.
По основаниям, предусмотренным ст. 86-88 ЖК РФ, т. е. в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу: жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания, подлежит капитальному ремонту или реконструкции), предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям ст. 89 ЖК РФ, которое должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находится в черте данного населенного пункта.
Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире ( ч. 2 ст. 89 ЖК РФ).
Поскольку жилое помещение гражданам предоставляется не в связи с улучшение жилищных условий, а в связи с выселением из жилых помещений по основаниям ст. 85 ЖК РФ, то предоставляемое жилье должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, без учета обстоятельств, влияющих на улучшение жилищных условий. При этом граждане, которым предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если у них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 ЖК РФ).
Предоставление гражданам нескольких жилых помещений по выселению из одного жилого помещения дома подлежащего сносу (путем расселения семей), действующим жилищным законодательством не предусмотрено.
Как осуществляется выселение собственников из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений?
Предоставление жилых помещений в связи с выселением собственников из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений осуществляется в соответствии со статьей 32 ЖК РФ.
При принятии решения органы местного самоуправления руководствуются действующим законодательством в рамках статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой обеспечиваются жилищные права собственника жилого помещения при переселении из дома, подлежащего сносу либо путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом в выкупную цену (п. 8. ст. 32 ЖК РФ), при этом необходимо руководствоваться положениями законодательства о равнозначности по общей площади ранее занимаемому жилому помещению.
Как встать на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма?
Принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях производится в порядке, определённом Жилищным кодексом РФ, законом Московской области № 260/2005-ОЗ «О порядке ведения учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» и законом Московской области от 22.12.2017 № 231/2017-ОЗ «О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда».
Состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право категории граждан, указанные в статье 49 ЖК РФ, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, указанным в статье 51 ЖК РФ и обеспеченные общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи менее учётной нормы (ст. 50 ЖК РФ).
Основаниями принятия на учёт являются:
— проживание в Московской области не менее 5 лет;
— менее 10 кв. м общей площади на каждого члена семьи;
— подтверждение малоимущности.
Для рассмотрения вопроса постановки на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма необходимо обратиться в отдел жилищной политики Управления имущественных отношений Администрации Щёлковского муниципального района (г. Щёлково, ул. Комарова, д. 18 к. 1, каб. № 14, приёмный день вторник с 10:00 до 13:00 и 14:00 до 17:00).
Где можно получить информацию по участию в подпрограмме «Обеспечение жильём молодых семей»?
Участником подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» может быть молодая семья, возраст каждого из супругов в которой не превышает 35 лет на день принятия государственным заказчиком решения о включении молодой семьи — участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальных выплат в планируемом году, имеющая место жительства в Московской области и нуждающаяся в улучшении жилищных условий, а так же имеющая доходы либо иные денежные средства, достаточные для оплаты расчётной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, в порядке и по условиям, установленных государственным заказчиком.
Для целей подпрограммы под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях по тем же основаниям, которые установлены статьёй 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Основанием принятия на учёт является:
— менее 10 кв. м общей площади на каждого члена семьи по городскому поселению Щёлково;
— менее 9 кв. м общей площади на каждого члена семьи по сельским поселения Щёлковского муниципального района.
При определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, и (или) жилых помещений, и (или) части жилого(ых) помещения(ий), принадлежащих на праве собственности членам молодой семьи, а так же родителям, если они зарегистрированы совместно с молодой семьёй.
Молодая семья имеет право использовать социальную выплату для приобретения у любых физических и (или) юридических лиц жилого помещения как на первичном, так и на вторичном рынке жилья или создания объекта индивидуального жилищного строительства, отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям.
Приобретаемое жилое помещение (создаваемый объект индивидуального жилищного строительства) должно находиться на территории Московской области. Общая площадь приобретаемого жилого помещения (создаваемого объекта индивидуального жилищного строительства) в расчёте на каждого члена молодой семьи, учтённого при расчёте размера социальной выплаты, не может быть меньше учётной нормы общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях в месте приобретения (строительства) жилья.
Для рассмотрения вопроса постановки на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях для участия в подпрограмме «Обеспечение жильём молодых семей», получения консультации, перечня документов вам необходимо обратиться в отдел жилищной политики управления имущественных отношений администрации Щёлковского муниципального района (г. Щёлково, ул. Комарова, д. 18 к.1, каб. № 13, приёмный день вторник с 10:00 до 13:00 и 14:00 до 17:00 часов).
Информационные ресурсы городского округа
- Центр гражданской защиты
- Совет депутатов городского округа Щёлково
- Противодействие коррупции
- Народная дружина
- МФЦ предоставления государственных и муниципальных услуг
- МУП ЩМР «Межрайонный Щёлковский Водоканал»
- МП ЩР «Щёлковские Электросети»
- МП ЩР «Щёлковская Теплосеть»
- Культурный навигатор Вконтакте
- Комитет по образованию
- Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав
- Детский оздоровительно-образовательный центр Юнармеец
Информационные ресурсы Московской области
- Агентство развития коммунальной инфраструктуры
- Антинаркотическая комиссия в Московской области
- Главное управление содержания территорий Московской области
- Инвестиционный портал Московской области
- Информационный портал долевого строительства
- Малый бизнес Подмосковья
- Московская областная Дума
- Московская областная Нотариальная Палата
- Московская область в Великой Отечественной Войне
- Пенсионный фонд москвы и Подмосковья
- Портал Государственных услуг Московской области
- Портал кооперации промышленных предприятий
- Правительство московской области
- Премия губернатора МО «Наше Подмосковье»
- Путеводитель по Московской области
- Совет муниципальных образований МО
- Уполномоченный по защите прав предпринимателей
- Уполномоченный по правам ребёнка в МО
- Уполномоченный по правам человека МО
- Фонд капремонта общего имущества МКД МО