Администрация
городского округа Щёлково
Московской области

Написать письмо главе городского округа Щёлково:

bulgakovaa@mosreg.ru

Бюджетный процесс

Основные этапы формирования, принятия и исполнения бюджета

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политике.

Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является бюджетный процесс.

Бюджетный процесс – деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению и утверждению бюджетной отчетности.

Задачи бюджетного процесса

• Выявление материальных и финансовых резервов государства;

• Определение доходов бюджета по отдельным налоговым и другим платежам, а также общего объёма в соответствии с прогнозами и целевыми программами социально-экономического развития;

• Установление расходов бюджета по целевому назначению, а также общего объёма, исходя из потребности бесперебойного финансирования всех мероприятий общегосударственного значения, предусмотренных бюджетом;

• Сокращение и ликвидация бюджетного дефицита;

• Осуществление бюджетного регулирования в целях сбалансированности бюджетов разного уровня путем перераспределения источников доходов государства между ними;

• Контроль за финансовой деятельностью юридических лиц и доходами отдельных граждан при выполнении ими налоговых обязательств.

На первом этапе федеральными органами исполнительно власти разрабатывается прогноз функционирования экономики страны на очередной год.

На втором этапе федеральными органами исполнительной власти распределяются предельные объемы финансирования, формируется перечень целевых программ, подлежащих финансированию из федерального бюджета в очередном финансовом году, согласовываются объемы их финансирования.

Составление бюджета основывается на:

• Бюджетном послании Президента РФ;

• Прогнозе социально экономического развития соответствующей территории на очередной год;

• Основных направлениях бюджетной и налоговой политики соответствующей территории на очередной год;

• Прогнозе сводного финансового баланса по соответствующей территории на очередной год;

• Плане развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории на очередной год.

В Российской Федерации составление проектов бюджетов входит в компетенцию исполнительных органов власти и местного самоуправления.

Непосредственное составление проектов бюджетов на федеральном уровне осуществляет Министерство финансов РФ, а на региональном и местном уровнях – финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.

Рассмотрение и утверждение бюджета

Подготовленные проекты бюджетов рассматриваются законодательным и представительным органом Российской Федерации - Государственной Думой и Советом Федерации соответственно. Рассмотрение проходит в трех чтениях, в результате согласования всех спорных вопросов проекты бюджетов утверждаются и после одобрения Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации направляются на подпись Президенту Российской Федерации.

Принятый законодательно и подписанный Президентом Российской Федерации проект бюджета становится федеральным законом.

Исполнение бюджета

Начинается после утверждения закона о бюджете и законов о соответствующих фондах. Осуществляется исполнительной властью и заключается в выполнении доходной и расходной частей бюджета. Задачи исполнения бюджета обеспечение поступления налогов и других видов доходов по каждому источнику, а также финансирование расходов в пределах утвержденных сумм.

Процедура исполнения бюджета четко регламентирована законом.

Так, исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, местного бюджета обеспечивается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Организация исполнения бюджета ложится на соответствующий финансовый орган.

Составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности

Единая методология и стандарты бюджетного учета и бюджетной отчетности устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации. Бюджетный учет осуществляется в соответствии с планом счетов, включающим в себя бюджетную классификацию Российской Федерации. План счетов бюджетного учета и инструкция по его применению утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

Процедура исполнения бюджета четко регламентирована законом.

Так, исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, местного бюджета обеспечивается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Организация исполнения бюджета ложится на соответствующий финансовый орган.

Бюджетная отчетность включает:

• отчет об исполнении бюджета;

• баланс исполнения бюджета;

• отчет о финансовых результатах деятельности;

• отчет о движении денежных средств;

• пояснительную записку.

Годовые отчеты об исполнении федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов подлежат утверждению соответственно федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования.

Годовой отчет об исполнении бюджета до его рассмотрения в законодательном (представительном) органе подлежит внешней проверке, которая включает внешнюю проверку бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств и подготовку заключения на годовой отчет об исполнении бюджета.

Внешняя проверка годового отчета об исполнении федерального бюджета осуществляется Счетной палатой Российской Федерации.

Финансовый контроль

Государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.

Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.

Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций).

Предварительный контроль осуществляется в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Последующий контроль осуществляется по результатам исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в целях установления законности их исполнения, достоверности учета и отчетности.


 

Информационные ресурсы городского округа

Информационные ресурсы Московской области

Информационные ресурсы Российской Федерации

© Администрация городского округа Щёлково Московской области